На главную
  Новости
  Календарь
  Под микроскопом
  Визитная карточка
  Статистика
  Ледовый дворец
  Матч за матчем..
  История
  Личности
  Капитаны XXI века.
  Были наши, стали...
  Архив
  Гостевая книга
  Наши баннеры

 

Поддержите наш сайт в каталоге ресурсов НГС!

ХК Локомотив (Я). Неофициальный сайт Сайт фанатов Омского Авангарда

 

Неофициальный сайт хоккейного клуба
"Сибирь" (Новосибирск)

ТРЕНЕРСКИЕ ТЕРНИИ II

Текст: Александр Кондратьев;

Алиса Грачёва и Сергей Бармин (Ярославль), специально для журнала "Большой Спорт. Большой бизнес" (Тольятти)

В прошлом номере БС мы начали разговор о некоторых аспектах тренерской профессии. В частности, своими соображениями о проблемах начинающих хоккейных тренеров поделились с нами самые, пожалуй, заслуженные наставники сегодняшней Суперлиги – Пётр Воробьёв и Владимир Юрзинов (старший). Прокомментировали классический уже вопрос «Легко ли быть молодым?» - тренером, в данном случае - и «главные» ряда других клубов элиты отечественного хоккея.

Сразу обратило на себя внимание то, что большинство хоккейных специалистов, принявших участие в обсуждении проблемы, первопричиной «неприживаемости» в Суперлиге молодых коллег и корнем большинства их проблем назвали нетерпеливость владельцев и президентов клубов, которые, в погоне за чуть ли не сиюминутным результатом, ну никак не желают выдавать карт-бланш начинающим «коучам». И только умудрённые опытом и «обременённые» рядом по-настоящему солидных достижений Воробьёв и Юрзинов увидели в качестве, по крайней мере, одной из главных проблем младотренеров недостаточную требовательность к себе, неумение и нежелание спрашивать «по гамбургскому счёту» в первую очередь именно с себя, неготовность к постоянному, безостановочному постижению секретов профессии.

Конечно, рассуждать о проблемах молодых тренеров и не дать при этом слово тем, кого зачастую именно так и называют, было бы неправильно. Именно поэтому наши сегодняшние собеседники – Вячеслав Быков и Владимир Юрзинов (младший), главные тренеры ЦСКА и новосибирской «Сибири» соответственно. Первому летом исполнится сорок пять лет, второй – и вовсе только готовится отметить своё сорокалетие. Да и российский тренерский стаж у каждого из них пока не очень велик. По российским меркам-стереотипам – самые что ни на есть начинающие…

Кого вообще можно и должно называть молодыми, начинающими тренерами? Считают ли они сами себя сами таковыми? С какими проблемами приходится сталкиваться представителям новой тренерской генерации? Об этих и других хоккейных вопросах и шла речь в беседах с теми, за кем, по всей вероятности, будущее отечественного хоккея.

Владимир Юрзинов: «Я уже давно не молодой тренер»

- Как работается молодому наставнику в Суперлиге? – Владимир Владимирович искренне удивлен. – Да вы заблуждаетесь, считая меня «самым молодым тренером»! На самом деле я работаю уже больше 12 лет, поэтому ваш вопрос по сути своей не совсем корректен. У меня, может быть, тренерский стаж на высшем уровне намного больше, чем у некоторых тренеров российской Суперлиги. Просто у нас в стране повелось так, что масса наставников работает с 50 лет, а я тренирую - с 29. Вот и всё! Никто не может привыкнуть к тому, что сорокалетний человек лет уже лет десять провёл на тренерском мостике. А между тем, в моём активе уже немало сезонов и достижений. С финской командой «Ильвес» мы становились серебряными призерами национального чемпионата, выходили в «Финал четырёх» клубной Евролиги. За время работы в Финляндии мне удалось подготовить ряд игроков, которые потом выступали в национальной сборной и в НХЛ, мои воспитанники становились чемпионами мира среди молодёжных и юношеских сборных. К тому же, есть какая-то моя заслуга и в чемпионстве ярославского «Локомотива». Так что у меня довольно большой опыт, но, к сожалению, вот этот российский стереотип до сих пор иногда мне мешает.

- А где корни у этого стереотипа, почему нет доверия к тренерам нового поколения?

- Сложно сказать. Этим вопросом, по-моему, уже давно многие задаются, а ответа на него никто найти не может. Всё зависит от руководителей клубов, от их терпения. У кого-то его, я имею в виду терпения, больше, у кого-то нет вообще. Тренер в данном случае мало на что может повлиять. Имеет значение и то, для чего конкретно руководители той или иной команды приглашают специалиста – для достижения сиюминутного результата или для работы на перспективу. Отсюда и мера их выдержки. Если в первом случае свои глобальные выводы они делают уже на основе пяти-шести матчей, то во втором – дают карт-бланш. Другое дело, порой у нас бывает так, что слова некоторых руководителей расходятся с поступками: говорят, что приглашают наставника для работы на перспективу, а потом без объяснений отправляют в отставку после четырёх-пяти неудачных игр. Хотя какие серьёзные выводы можно сделать за такой короткий период, я не знаю. В нашей работе всегда нужно быть психологически готовым к любому повороту событий.

- А за границей доверие молодым тренерам – столь же редкое явление, как в России?

- Отнюдь. Как раз там вообще не существует такого разделения - «молодые» и «возрастные». Изначально отношение абсолютно ровное и равное ко всем специалистам - будь ты умудренный опытом пожилой наставник, или только-только закончивший игровую карьеру спортсмен. Оценивают работу, достижения.

В России, что и говорить, с подобным отношением большая напряжёнка. Что, кстати, очень странно, на мой взгляд. Ведь есть же в нашей стране молодые талантливые бизнесмены, молодые перспективные актеры – им отдают должное, их ценят, им выдают определенные авансы - и никаких стереотипов. Почему же есть стереотип «молодые тренеры»? Непонятно. На словах все хотят, чтобы в России появлялись новые тренерские кадры, но откуда им взяться, если большинству из них не дают элементарного шанса проявить себя?! Учиться, пусть даже на своих ошибках, не дают. Но опять же, повторюсь, считаю в любом случае неправильным загонять в рамки данного стереотипа меня. Я – не молодой тренер, давно уже не молодой тренер.

- Тем не менее, за несколько лет работы в России у Вас накопился богатый и, к сожалению, печальный опыт того самого недоверия. «Новосибирский проект» - это, в определенной степени, ответ неудачам в Ярославле и Воскресенске?

- Вы знаете, я никак не могу оценить свою работу в Ярославле и Воскресенске, потому что, по сути, главным тренером ни в «Локомотиве», ни в «Химике» я не работал... Почему? Спросите об этом руководство этих клубов: недоверие это или что-то другое. Мне давно надоело копаться в этом самому. Что касается «Сибири», то есть цель: создать хорошую, дисциплинированную команду, которая бы добивалась результата. И я рад, что сегодня чувствую доверие к себе и своей работе.

Основной упор мы делаем на мотивацию. Я хорошо знаю, как в Новосибирске любят хоккей. Мы просто не имеем права подвести болельщиков. «Сибирь» - это качественный клуб Суперлиги, с хорошими игроками, которым нужно просто помочь выступить на пределе возможностей. Моя  задача как тренера — раскрепостить команду, но не давать ребятам забывать и о дисциплине. Самое главное, чтобы игроки выходили на лед уверенными в себе, независимо от того, какой соперник им противостоит в каждом конкретном матче. Если каждый игрок будет уверен в своих силах, то и команда будет показывать результат.

- Если исходить из того, что Ваша тренерская карьера началась в Финляндии, Вы должны быть демократом, как практически любой европейский наставник. Но, судя по вашим высказываниям, вы довольно жёсткий тренер.

- Вы правы, в работе – я диктатор. Не деспот, не тиран, а просто требовательный наставник. За годы, проведённые в Финляндии, я привык к тому, что всегда должно существовать очень чёткое разделение: работа - это одно дело, личная жизнь хоккеистов, человеческое общение с ними - другое. Вообще, я скажу, что работа за границей даёт совершенно особый опыт свободы взаимоотношений между тренером и игроками.

- В довольно тяжёлых условиях российского чемпионата, в атмосфере пресловутого недоверия успевает ли наставник заниматься тренерским самообразованием, учиться чему-то у коллег, мастеров, специалистов, или у него все подчинено только достижению результата?

- Я считаю, это зависит исключительно от личного интеллекта конкретного тренера. Никакая нехватка времени не помешает человеку совершенствоваться, если у него есть к этому стремление. Если он человек разносторонний, интересуется всем и вся, то всегда найдёт время и на самообразование. Причем под самообразованием я имею в виду не только постоянное повышение тренерского мастерства, но и рост как личности. Если ты занимаешься одним делом, пусть даже самым любимым, это не значит, что обо всём остальном должен забыть. Упираться только в одну профессию, я считаю, нет смысла.

Спорт – это всего лишь спорт, помимо него существует и другая жизнь. К тому же, по собственному опыту знаю - порой совершенно не хоккейные знания с успехом применяются и в хоккее. Чем интереснее и образованнее личность наставника во всех сферах, тем, на мой взгляд, легче ему достичь взаимопонимания с игроками.

Меня лично интересуют самые разнообразные вещи, я многим увлекаюсь. Нравятся театр и опера, живопись и современная литература. И времени на всё это - конечно, не в сезоне, но весной и летом можно выделить – было бы желание. Вот только на рыбалку, которая тоже мне очень нравится, времени почему-то никак не находится…

Журнал "Большой Спорт. Большой Бизнес" (Тольятти) №1 (3) 2006

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz